История

К истории становления Русской общины Республики Молдова

С позиций сегодняшнего времени можно по-разному оценивать то, что происходило в нашей республике в сфере межнациональных отношений в конце 80-х — начале 90-х годов уже прошлого века. Важно, что события тех лет подтолкнули представителей многих народов к необходимости постигать азы самоорганизации, стимулировали процесс создания общественных структур национальных меньшинств как центров национально-культурного движения за сохранение своей самобытности, этнолингвистического и этнокультурного равноправия.

Значимым фактором развития этих процессов явилось общественное движение в среде русского населения Молдовы.

Исходной датой общественного этнокультурного движения национальных меньшинств в Республике Молдова можно считать 1989 г., когда специальными постановлениями правитель-ства были зарегистрированы первые общественные организации, объединяющие представителей нетитульного этноса. Ими стали Болгарское общество «Возрождение» и Фонд славянской письменности и культуры. И хотя целью фонда (председатель — Игорь Васильев) стала поддержка славянской культуры в целом и расширение ареала присутствия славянской духовности в Молдове, русская идея присутствовала в работе фонда всегда.

Начнем с того, что среди учредителей и активных членов фонда была группа интеллигентов, русских по своему этническому происхождению. Однако не это было главным. Их стимулировало мощное объединяющее начало, не подверженное воздействиям политических бурь, — любовь к русской культуре.

Создание в 1990 году Центра русской культуры (сопредседатели — Александр Белопотапов и Иван Гараев) стало первым практическим шагом к осознанию русскими своих специфи-ческих интересов в изменившихся условиях.

Тревога за судьбу русского языка, отношение к русской культуре как к достоянию ми-рового значения вовлекло в центр не только этнических русских, но многих людей других национальностей, для которых русский язык являлся родным, кто был связан духовными узами с русским народом и Россией, кого волновала судьба системы обучения на русском языке.

Призванные осуществлять свою деятельность, прежде всего, в культурно-просветительском русле, фонд и центр не могли избежать участия в решении социально-правовых проблем, проблем нарушения прав человека и других вопросов, связанных с обеспечением реального равенства и недискриминации по этническому и национальному признаку. Однако освоить весь спектр проблем, характеризовавших положение русского населения, приобред- шего в молодом независимом государстве — Республике Молдова новый статус — статус «национального меньшинства», эти две организации не могли в силу своей специфики.

Содействие решению этих проблем было под силу только общине — такой форме общественного объединения, которая, исходя из мирового опыта, имеет этнический, социальный, культурный и гуманитарный характер.

Таким образом, социально-политическая и общественная атмосфера начала 90-х годов XX в. предопределила образование в 1993 году новой общественной структуры — Русской общины Республики Молдова, которая не должна была ограничиваться только культурно-просветительской деятельностью. Учреждение и регистрация Русской общины знаменовали появление русской общественной организации, взявшей на себя обязанность защищать гражданские, экономические, социальные, религиозные и иные права своих членов, а также — право выражать и представлять интересы русского сообщества в целом.

Община повлияла на динамизм развития многочисленных русских общественных этнокультурных организаций республиканского и местного уровня, играла роль их координирующего органа.

Разнообразные по форме русские общественные этнокультурные организации (а в настоящее время только в статусе республиканских их действует 12) развиваются по принципам, присущим «третьему сектору»: мотивацией для их создания послужили общие интересы граж-дан русского этнического происхождения, связанные с проблемами сохранения их этнической идентичности.

Создание Русской общины способствовало тому, что русские общественные организации стали активным и достаточно действенным проводником одной из демократических функций гражданского общества, предполагающей создание неполитических каналов для представительства интересов особых групп населения (в данном случае российской диаспоры), к каковым в соответствии с международной практикой относятся национальные меньшинства.

Русская община стала первым общественным объединением национальных меньшинств такого рода в Республике Молдова. После ее образования свои этнических общины создали украинцы болгары, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы и представители других этносов.

Не ставлю цель подробно описать события 1993 года, сопутствовавшие созданию Русской общины, и дать исчерпывающую характеристику ее деятельности.

Но в силу специфики своей деятельности хочу упомянуть о некоторых фактах, свидетельствующих о взаимодействии русского «третьего сектора» с Государственным департаментом Республики Молдова по национальным вопросам (так называлось в 1993 году нынешнее Бюро межэтнических отношений).

С первых дней существования этого отраслевого органа исполнительной власти его руководство в лице Виктора Гребенщикова (бывшего генеральным директором до 1992 года, а в период создания Русской общины являвшегося советником Президента Республики Молдова по национальным отношениям) и Степана Бозбея (исполнявшего обязанности генерального директора в 1992-1994 гг.) учитывало социально-психологический характер проблем русского населения и стремилось содействовать безболезненному переходу русских к новому статусу. Идея создания Русской общины была воспринята положительно и поддержана.

Этим целям в полной мере отвечало наличие в структуре отдела национальностей департамента «русского сектора», где в те годы
работали два специалиста (Валентина Диордичук и автор этих строк), которые активно способствовали разрешению острых проблем (таких, как реорганизация школ с русским языком обучения, возвращение помещений русской церкви, сохранение радио и телевещания на русском языке, проблемы стабильности в Русском театре, др.).

«Русский сектор» развивал партнерские отношения сотрудничества с представителями русского общественного движения, поддерживал «живые» контакты с членами общественных организаций, воспринимая их как единомышленников, консультировался с их лидерами по различным актуальным вопросам (касающимся не только интересов русских, но национальных меньшинств в целом), помогал проведению национально-культурных мероприятий и достоверному информированию о них через масс-медиа.

Созданию Русской общины департамент содействовал и в процессе развития своих отношений с аналогичным государственным органом Российской Федерации, а именно — Государственным комитетом по делам федерации и национальностей Российской Федерации, в структуре которого действовал отдел по работе с русским населением Украины, Беларуси и Молдовы. Начальник отдела (Виктор Порохня) немало сделал для воплощения идеи об учреждении Русской общины, а затем и для развития ее деятельности.

Как и многое другое, применимое к национальным меньшинствам, первым международным документом в области межэтнических отношений стало соглашение о сотрудничестве между департаментом и названным комитетом в гуманитарной сфере, подписанное 22 ноября 1993 года Содержание этого документа отражало мероприятия, направленные на обеспечение благоприятныхусловий для соотечественников, проживающих за пределами исторической Родины, в интересах улучшения их социально-экономического и общественно-политического положения. Объектами соглашения соответственно выступали — российские соотечественники и представители молдавской диаспоры.

Подписание соглашения произошло на сцене Русского драмтеатра им. А. П. Чехова на торжественном открытии Дней русской культуры в Молдове, прошедших в ноябре 1993 года и ставших визитной карточкой Русской общины. Они были организованы совместно с Фондом славянской письменности и культуры и Центром русской культуры. Через департамент по национальным вопросам Россия впервые предоставила целевую финансовую помощь для организации Дней русской культуры, что позволило Русской общине провести ряд благотворительных акций, в частности, благотворительный обед для группы преподавателей средних школ с вручением им материальной помощи (организаторы Раиса Кочеткова и Майя Ионко).

Департамент (с 2005 года — Бюро межэтнических отношений) в разные годы привлекал представителей Русской общины к обсуждению законопроектов «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» (1994, 1999) и «Национальной концепции» (2000-2001), к составлению обращения в Парламент Республики Молдова о предоставлении Тараклийскому району самостоятельного административного статуса (1999, 2002), к принятию обращения в адрес Парламента и Правительства Республики Молдова о необходимости присоединения к Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств (1999), к обсуждению хода имплементации в условиях Молдовы одного из базовых документов СЕ «Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств».

Русская община в лице ее председателя входит в состав Координационного совета этнокультурных организаций, аккредитованных при Бюро межэтнических отношений. В период 1999-2000 гг. на должность сопредседателя этого совещательного органа был избран пред-седатель Русской общины Иван Степаненко.

Таковы некоторые факты из истории становления Русской общины Республики Молдова, обозначенные через призму ее сотрудничества с органом центральной публичной администрации.

Современная Русская община (председатель — Людмила Лащенова) являет собой образец консолидирующей многофункциональной общественной организации. Поиск путей социальной интеграции в условиях полиэтнического общества, движение к межкультурному диалогу, содействие воспитанию сограждан

Республики Молдова и укрепеление общегражданской лояльности, объединение населения вокруг общегосударственных интересов, формирование духа межэтнической толерантности — таковы актуальные задачи «идеологической работы», которую проводит эта организация посредством своих многочисленных этнокультурных мероприятий.

Татьяна ЛЕВАНДОВСКАЯ