«Быть верным духовно-нравственным традициям наших предков»

               Дерево держится корнями, а человек – семьёй.

      Однажды, перебирая бумаги в своём шкафу, я наткнулась на свёрнутый лист ватмана. Я развернула его. Крупными красными буквами сверху на нём было написано: «Моя родословная».

– Это же мы в пятом классе делали проект!  – обрадовалась я находке. –  Помню, как я старалась покрасивее нарисовать дерево с ветками, на листочках которого записывала имена и фамилии своих родственников. Да, художник из меня получился никудышный, хотя тогда я была уверена, что получилось очень даже красиво! Род свой, между прочим, проследила (с помощью родителей) до пятого колена, что не каждому из одноклассников удалось. Конечно, сведения скудноватые: фамилия, имя, отчество, год рождения или даты рождения и смерти. А можно было и профессию записать, и какие-то важные события из их жизни.

Я стала разглаживать сложенный вчетверо лист, вглядываясь в написанные старательным детским почерком буквы… Как быстро пролетело время! А ведь тогда, увлёкшись этой работой, я с гордостью заявила, что буду первым в нашей семье летописцем. Помню, как мама и папа, подключившись к моему проекту, увлечённо рассказывали о своих родственниках, вспоминали смешные случаи из своего детства… Мою идею о создании семейной родословной все поддержали и обещали помочь.  Потом начались каникулы, потом появились другие увлечения… О родословной было забыто как мною, так и родителями. А неумолимое время между тем унесло за эти годы нескольких родных людей…

«Гюмюшлю Иордана Игнатовна», –  прочла я фамилию, имя и отчество своей прабабушки. В памяти всплыла история, связанная с ней. Её не раз рассказывала мне бабушка. Не раз – потому что я очень любила её слушать и, когда бабушка укладывала меня спать, периодически просила: «А теперь расскажи про «добрых людей»». Бабушкино лицо в такие моменты становилось каким-то торжественным и одновременно очень довольным: она и сама любила рассказывать семейные истории. В такие минуты она брала в свои морщинистые и шершавые, с небольшими мозолями под пальцами, руки мою ладошку, крепко сжимала её и, откашлявшись, говорила:

– Ну, ладно, слушай! Наша семья когда-то давно жила в России. Твой прадедушка (а тогда он был совсем юным, семнадцатилетним) работал на заводе, возвращался поздно. И его мама, твоя прапрабабушка, пошла его встречать. А русского языка она не знала, потому что родом была из гагаузского села. И вот пошла она его встречать с работы, да и заблудилась в городе. Стало темно. Куда идти – не знает. Спросить – не может. Села она на скамейку и стала плакать. Плачет, горькими слезами заливается, думает, что замёрзнет за ночь, ведь дом ей не найти. Тут подходит к ней какая-то девушка. Поняла Маша (так звали девушку) беду твоей прапрабабушки, и повела её к общежитию, где сама проживала. Каково же было её удивление, когда прапрабабушка, подойдя к зданию, стала Машу обнимать и плакать. Оказалось, что здесь прапрабабушка с семьёй и жила! Прадедушка, узнав об этой истории со счастливым концом, как воспитанный юноша, пошёл поблагодарить девушку Машу за спасение его любимой мамы. Познакомившись с ней, он увидел, что Маша была не только добрая, но и красивая. Она тоже была из ссыльных. Полюбили они друг друга, поженились, а через год родилась у них крохотная дочка. Это была я, твоя бабушка.

На этом месте бабушка легонько прижимала мою ладошку к своим губам, смахивала с глаз слезинку, крестила меня и шептала: «Спи, внученька, спи!»

Я взрослела, бабушка всё реже рассказывала эту историю. Но я её хорошо помнила, она проникла в каждую мою клеточку, заставив с детства усвоить: «Добро спасительно». Подтверждением тому был и поступок прадедушки, о котором в семье знали все и с гордостью демонстрировали медаль «За отвагу на пожаре». Прадедушка работал на химическом заводе. Однажды он почувствовал странный запах. Можно было просто выйти из цеха и пойти домой, тем более, что смена у него уже закончилась. Но прадедушка был неравнодушным и ответственным человеком. Он почувствовал что-то неладное и стал заходить во все помещения, которые были рядом. Неприятный запах становился всё более резким и удушливым. Рискуя жизнью, прадедушка всё-таки нашёл помещение, откуда исходила опасность. Он увидел, что люди, работавшие там, лежат без сознания. Благодаря тому, что прадедушка поднял тревогу и приехали спасатели, всех людей удалось спасти. Этот урок отзывчивости, неравнодушного отношения к окружающим навсегда запомнился всем в нашей семье, став примером для подражания.

Когда я училась в 7 классе, я спросила бабушку, почему они не остались в России, а вернулись в Молдавию. «Жили бы сейчас в России!» –  мечтательно сказала я.  «Да ты что, внученька! –  ужаснулась бабушка. – Родина – это же как мама. Разве маму можно бросить?! Я-то в Сибири родилась, но увезли меня оттуда маленькой, поэтому ничего не помню о той жизни. Но моя мама, твоя прабабушка, вспоминала, как тосковала по душистым виноградным гроздьям, которые ей снились, по разогретой солнцем траве, на которой было так приятно валяться, играя с друзьями… И как она плакала оттого, что все эти мелкие радости она никогда больше не сможет испытать…»

Больше я на эту тему с бабушкой не разговаривала. Но когда мы в школе читали про Данко, который вырвал своё сердце из груди, чтобы осветить путь людям своего племени, я вспомнила бабушкины глаза, полные того же огня любви к своей родной земле.

Став постарше, я узнала, почему семья оказалась в далёких сибирских краях. Прапрадед был зажиточным крестьянином, поэтому во время репрессий его имущество было конфисковано, а семья отправлена на поселение в Алтайский край. Потом, после смерти Сталина, им разрешили вернуться домой, что они и сделали с превеликой радостью, хотя, по воспоминаниям, семье предлагали там остаться, потому что были они людьми трудолюбивыми и порядочными. Но что удивительно, никакой обиды на советскую власть, на русских в семье не таили. Наоборот, прадедушка говорил, что в ссылке получил образование, профессию, выучил русский язык, что дало ему впоследствии возможность получить хорошую работу. С теплом вспоминал своих русских соседей, которые делились с приезжими картошкой и другими продуктами.  «Не было бы ссылки, кто знает, удалось бы мне встретить такую хорошую женщину, как ваша прабабушка! И родились ли бы у меня такие славные и умные дети и внуки, как вы?!»  –  обычно говорил он, не спеша листая пухлый альбом и с интересом, как будто в первый раз, рассматривая снимки. Обычно он делал это два-три раза в год.

«Всё, что ни делается, всё к лучшему!»  – это была любимая поговорка прадеда, когда случались неприятности.  Сказав это, он тут же начинал искать способы выйти из сложной ситуации. Этому мудрому отношению к жизни, я думаю, стоит поучиться нашему поколению. Как часто мы пасуем перед малейшими житейскими трудностями, паникуем, опускаем руки!  Наверное, комфортная жизнь всё-таки делает человека уязвимым и более слабым. Мы, в большинстве своём, возводим в ранг несчастья то, что таковым на самом деле не является, например, отсутствие возможности купить ту или иную вещь, мелкие ссоры по поводу чьих-то сплетен. А старшее поколение, пережившее настоящие лишения и трудности, научилось отделять зёрна от плевел, отличать истинное от ложного, и потому оно сильнее духом. Когда я читаю книги или смотрю фильмы о Великой Отечественной войне, о сталинских репрессиях, я восхищаюсь мужеством людей, сумевших перебороть страх, терпеть боль и голод, живших в ужасных, с моей точки зрения, условиях. Каждый раз спрашиваю себя: «А я смогла бы?» Ответ чаще отрицательный, но эти примеры заставляют меня не раскисать в тяжёлые для меня минуты, потому что я говорю себе: «Твои трудности – ничто по сравнению с тем, что пришлось испытать твоим ровесникам в прошлом».

Раньше меня часто мучил вопрос о том, почему люди совершают плохие поступки: обманывают, воруют, предают. Мне казалось, что добро и зло хорошо различимы, а значит, надо делать добрые дела, и все будут счастливы. Сейчас я понимаю, что жизнь «цветная», а человек соткан из противоречий и порой попадает в капкан, из которого невозможно выбраться, «не испачкавшись». Решающее значение имеет, на мой взгляд, семья. Именно она должна сформировать в маленьком человеке надёжный нравственный стержень, который не позволит ему сломаться в трудной ситуации. Семья поддержит, поможет, а потом, когда человек вырастет, он сам станет поддержкой для родителей и своих детей. Думаю, что мне повезло с семьёй. У нас крепкие родственные связи, мы довольно часто видимся со своими родственниками, собираясь вместе. Если случается беда, все друг другу приходят на помощь. Я думаю, это счастье для любого ребёнка – расти в окружении родных людей, заботливых, работящих, порядочных, которыми можно гордиться, на которых хочется быть похожим. Хорошая семья – это та истинная ценность, которую следует беречь и хранить, особенно в наше время, когда семьи разобщены, родители и дети разделены огромными расстояниями. Я с большим сочувствием отношусь к детям, чьи мамы и папы вынуждены работать за границей, потому что такие ребята редко чувствуют ласку родителей, в их семье не складываются традиции, как в нашей семье, например, 9-го мая всем вместе идти на Мемориал воинской славы, или раз в месяц обязательно собираться у бабушки и дедушки на обед, или большой компанией взрослых и детей съездить в какое-нибудь интересное местечко в Молдове. Сейчас, повзрослев, я понимаю, как важно для меня это общение, как многому я учусь у своих родных.

Я разглаживаю лист ватмана со своей родословной, написанной детским почерком… Теперь-то уж точно я стану составителем родословной своей семьи и запишу все воспоминания о родных мне людях, о событиях прошлого и настоящего. Пока не поздно. Ведь память – одна из самых важных составляющих духовно-нравственных традиций любого народа, каждой семьи. А продолжит это важное дело кто-нибудь из моих детей!