Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Молдова Ф.М Мухаметшина ИТАР-ТАСС

Фарит МухаметшинКИШИНЕВ, 28 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Валерий Демидецкий/. Признавая наличие у Молдавии и Евросоюза заинтересованности в развитии взаимного сотрудничества, Россия не хотела бы, чтобы при этом пострадали российско-молдавские отношения, существующие между народами наших стран тесные межчеловеческие контакты, традиционные хозяйственные и торговые связи. Об этом в эксклюзивном интервью корр. ИТАР-ТАСС заявил посол России в Молдавии Фарит Мухаметшин.

— Господин посол, руководство Молдавии парафировало соглашение об ассоциации с ЕС. В СМИ бытует мнение, что это приведет к охлаждению в отношениях с Москвой.
— Молдавия — независимое государство и выбор внешнеполитических приоритетов является суверенным правом ее народа. Признавая наличие у Молдавии и Евросоюза заинтересованности в развитии взаимного сотрудничества, Россия не хотела бы, чтобы при этом пострадали российско-молдавские отношения, существующие между народами наших стран тесные межчеловеческие контакты, традиционные хозяйственные и торговые связи.
Мы считаем пагубными попытки трактовать отношения России и Молдавии в контексте устаревшей логики противостояния Востока и Запада. Геополитический ландшафт в регионе меняется. Необходимо осмыслить эти перемены с целью совместной выработки формулы дальнейшего развития исторически сложившихся связей между нашими странами.
При этом для нас важно, чтобы молдавские политики принимали решения, имеющие широкую поддержку граждан страны. Проведенные в последнее время многочисленные опросы, показали, что они в своих предпочтениях разделились — одна половина выступает за интеграцию в ЕС, другая — в Таможенный Союз /ТС/. При этом большая часть опрошенных считает, что объявленный нынешним молдавским руководством курс на сближение с ЕС не должен противоречить развитию традиционных связей с Россией, странами входящими в СНГ, ТС. Убежден, что ответственные политики не могут не учитывать это мнение молдавских граждан.

— Парламент Гагаузии назначил на 2 февраля консультативный референдум, чтобы выяснить мнение людей по интеграции в ЕС и ТС. Эту инициативу поддержали и в Тараклийском районе, где компактно живут болгары. В Кишиневе объявили плебисцит незаконным, против его организаторов открыли уголовное дело. Неужели с мнением людей не хотят считаться?

— Я не вижу опасности в том, что люди хотят высказать свое мнение на референдуме, который к тому же не будет иметь прямых юридических последствий, а носит консультативный характер. Те же страны ЕС, на которые так любят равняться в Кишиневе, часто проводят плебисциты как  по вопросам государственной важности, так и по менее значимым социальным проблемам. На мой взгляд, в Комрате предприняли такой шаг и потому, что в последнее время в Молдавии и за ее пределами все чаще звучат заявления, что у молдавской государственности нет будущего и развивать ее бесперспективно. Это оказывает крайне негативное влияние на роль и место Молдавии в мире. Нельзя забывать, что рассуждающие так политики, приходят и уходят. Но внешняя политика государства должна быть неизменно прагматичной, ориентированной на долгосрочные интересы страны и прежде всего на поддержку и упрочение сотрудничества с традиционными партнерами.

— Что Вы можете сказать о заявлениях некоторых румынских политиков об объединении Молдавии с Румынией?

— Подобные заявления могут быть связаны с внутриполитической ситуацией в соседней стране. Решение этого вопроса зависит только от молдавского народа, подавляющее большинство которого, как показывают те же опросы, не поддерживает эти идеи.

— Эксперты выразили недоумение, что на фоне недавних высказываний президента Румынии Траяна Бэсеску с призывом к объединению двух стран Ваши слова об особом внимании со стороны России к Гагаузии и Тараклии в аппарате президента Молдавии расценили как «недипломатические».

— Официальное сотрудничество между российской дипмиссией и властями Гагаузии и Тараклийского района носит исключительно культурно-гуманитарный характер. Россия не раз оказывала Молдавии и ряду ее регионов безвозмездную помощь. При этом мы никогда не навязывали тем, кому помогаем, каких-либо условий. С другой стороны, Россия имеет не меньшее право на выражение и продвижение своих интересов во внешней политике, чем другие страны. Тем более, когда это касается развития взаимовыгодного сотрудничества с Молдавией, с которой нас объединяют общая история, тесное сотрудничество в экономике, гуманитарной сфере, родственные связи между людьми. И мы не скрываем, что заинтересованы в придании импульса двустороннему сотрудничеству, в расширении участия Молдавии в интеграционных процессах на пространстве СНГ.

— Недавно премьер Юрий Лянкэ заявил о планах сделать Молдавию территорией сотрудничества между ЕС и Россией.

— Мы приветствуем такой подход. Хочу заметить, что заинтересованность России в углублении сотрудничества с Евросоюзом как основным торгово-экономическим и важным внешнеполитическим партнером отмечена в концепции внешней политики РФ. Москва и Брюссель одинаково заинтересованы  в обеспечении безопасности как на континенте, так и в мире, вместе участвуют в решении ряда глобальных проблем. Ежегодный объем торговли  с ЕС составляет половину внешнеторгового оборота России, достигая порядка полутриллиона долларов в год. Мы стремимся к расширению экономических, культурных, научных и других связей. В то же время рассматриваем интеграционные процессы в евразийских форматах, в которых сегодня участвуют Россия, Белоруссия и Казахстан, и в рамках Европейского союза, как не противоречащие друг другу и в перспективе взаимодополняемые. Более того, основной задачей в отношениях с Европейским союзом для России как неотъемлемой, органичной части европейской цивилизации является продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.

В то же время эта сложнейшая проблематика взаимодействия интеграционных процессов с национальными интересами стран требует детального обсуждения с участием всех заинтересованных игроков. Я уже говорил, что внешняя политика страны формируется и в тесной взаимосвязи с объективной реальностью. Это касается и участия в интеграционных объединениях. Одновекторный подход по принципу «или или» значительно ограничивает возможности Молдавии на международной арене. Многовекторность, наоборот, позволяет иметь больше друзей, лучше защищать национальные интересы, создавать условия для развития экономики и, как следствие, улучшения жизни людей.

— Сегодня в Молдавии связывают много надежд с парафированием соглашений об ассоциации с ЕС, обещаниями Брюсселя предоставить Молдавии облегченный визовый режим.
— Мало кто знает, что разрешение ездить в ЕС без виз в качестве туристов не предполагает трудоустройства для молдавских трудовых мигрантов, многие из которых в последние годы перебираются из Европы в Россию.

На фоне декларируемой руководством республики приоритетности европейской интеграции во внешней политике динамика российско-молдавского сотрудничества по-прежнему позитивна, особенно в части межчеловеческих контактов. По данным ФМС, только в прошлом году границу нашей страны пересекли 853,7 тысячи молдавских граждан, что более чем на 100 тысяч больше, чем в 2012 году.  В то же время, по нашим данным, только 100,1 тысячи трудовых мигрантов из Молдавии получили за это время патенты и разрешения на трудовую деятельность, 244,5 тысячи фактически работающих в России молдаван находятся в «группе риска» как нарушившие порядок пребывания в нашей стране. И это серьезный вопрос, урегулировать который поможет готовящийся к подписанию пакет межправительственных соглашений: о сотрудничестве в сфере трудовой миграции, о реадмиссии и о борьбе с незаконной миграцией. Не лишне напомнить, что Россия уже много лет является основным торговым партнером Молдавии, главным поставщиком энергоресурсов и потребителем агропродукции. На долю республики приходится более 30 процентов экспорта и 15 процентов импорта российских товаров. Уровень нашего сотрудничества может быть еще выше, ведь наши экономики дополняют друг друга. Но прогресс в этом направлении во многом зависит от улучшения делового климата в Молдавии.

— ЕС и Румыния обещают Молдавии открыть свои рынки, обеспечить ее альтернативными источниками энергии. С помощью Брюсселя начато строительство трансграничного газопровода Унгены — Яссы.

— Согласно официальной информации по данному проекту, в ближайшей перспективе этот газопровод пока не позволит обеспечивать Молдавию природным газом. Нужно построить газопровод от Унген до Кишинева, компрессорную станцию, другие объекты, что потребует значительных инвестиций и времени. Кто все это будет оплачивать? Румыния, кстати, сама закупает у «Газпрома» недостающие ей объемы «голубого топлива». С другой стороны, руководство «Газпрома» неоднократно заявляло о готовности обсуждать возможные льготные условия поставок Молдавии газа при условии определенных встречных уступок в вопросах, затрагивающих коммерческие интересы российской компании.

— За ситуацией в Молдавии с тревогой наблюдают в Приднестровье, на административной границе с которым по требованию ЕС появились миграционные посты.
— На мой взгляд, сегодня главной проблемой урегулирования является укрепление доверия между берегами Днестра. Решение Кишинева установить пункты миграционного контроля в рамках диалога по либерализации визового режима с ЕС явно не соответствует этой тенденции. Сохраняет актуальность и вопрос открытия консульства России в Приднестровье, где проживают около 180 тысяч обладателей российских паспортов. Россия вместе с партнерами продолжит поиск решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтралитета Молдавии при определении особого статуса Приднестровья.

— Как будет развиваться диалог между нашими странами в новом году?
— Здесь у нас насыщенная программа контактов на различных уровнях, которые позволят укрепить многовековые узы дружбы между нашими народами. Залог тому — наша историческая и духовная общность, которую я ощутил за время работы в Молдавии. 

 

Источник: ИА ИТАР-ТАСС